В центре внимания:

Кремль взял паузу в Украине, а Лукашенко остается только убить — Андрей Пионтковский

Кремль взял паузу в Украине, а Лукашенко остается только убить — Андрей Пионтковский

О том, какие санкции ожидают Россию в 2019 году, почему Владимир Путин не пошел на большое военное наступление против Украины и на кого Кремль делает ставку в Киеве, в интервью НАРОДНОЙ ПРАВДЕ рассказал российский политолог и публицист Андрей Пионтковский.

— В 2019 году точно будут санкции против Кремля: это должен сделать Трамп по второй волне за применение химоружия в Британии и, очень вероятно, Конгресс проголосует законопроекты, которые называют «адскими санкциями». На ваш взгляд, что будет? Ведь у Трампа там есть широкий маневр формулировок.

— Я бы уточнил вашу формулировку: нужно говорить не так о Трампе, как об администрации Трампа. Это не одно и то же. Вспомним историю отмены встречи Трампа и Путина в Аргентине, когда, еще поднимаясь по трапу самолета, Трамп говорил, что у него будет важнейшая встреча, а через полчаса из самолета он написал твит об отмене этой встречи (встреча должна была состояться на фоне пленения украинских моряков Россией возле Керченского пролива, — НП). Он явно был под давлением своей администрации. Ну и можно сказать, что после этого он уволил Джеймса Мэттиса. Вернее, Мэттис ушел, я бы даже сказал, что это он уволил Трампа, когда демонстративно ушел в отставку, написав развернутое письмо о ее причине. Что самое опасное для Трампа, Мэттиса поддерживают большинство республиканцев-членов Сената. Поэтому для нашего обсуждения американских санкций я бы вынес Трампа за скобки.

Конечно, Трамп будет мешать и смягчать, служить Москве до конца, независимо от того, делает он это как агент или по глупости. Это уже не имеет значения. Так же, как и в знаменитом законе 2 августа 2017 года («О противодействии неприятелям Америки через санкции»), изменить эту линию он не может. Да и не до этого ему будет. 3 января собирается новый состав Палаты представителей. Сейчас в Вашингтоне работают в разных комиссиях Палаты, расследуют различные аспекты деятельности Трампа. Поэтому Трамп Москве не поможет, давайте говорить, выводя Трампа за скобки.

Теперь по санкциям. Во-первых, вы уже упомянули, что по закону 1992 года за нарушение Конвенции о запрещении химического оружия была введена первая волна санкций против России. Будет введена вторая.

Во-вторых, действует закон 2017 года, по нему составлен кремлевский список – там более 200 человек, он время от времени расширяется.

В-третьих, обсуждается новый законопроект о наказании за вмешательство в выборы. Но самый «адский» законопроект, который готовится, сенатора-республиканца Линдси Грэма и сенатора-демократа Роберта Менендеса, – Defending American Security from Kremlin Aggression Act («О защите от агрессии Кремля», — НП). Вот он — «адский».

— Почему?

— Потому что на пятый год войны с Украиной идет дискуссия, совершила Россия агрессию против Украины или нет? Даже в Украине есть политические силы, которые этого не признают. А здесь речь идет о законодательном признании факта агрессии. Кстати, очень хорошо сформулировано — Kremlin aggression, а не Russian aggression. Там традиционные меры финансового характера, практически лишающие российские институты возможности брать кредиты на Западе. Есть запрет на доступ к высоким технологиям. Но самое опасное – объявление РФ государством-спонсором терроризма на основании попытки убийства Скрипалей. Кстати, может подоспеть и голландское расследование — они все грозятся, но тянут с заключением международной комиссии — об ответственности высшего кремлевского руководства за гибель «Боинга» (на Донбассе летом 2014 года, — НП). Вот если Россия будет признана спонсором терроризма, после этого все, что угодно, вплоть до разрыва дипломатических отношений. Палитра широкая. Трамп будет пытаться что-то смягчать, но его возможности уменьшаются с каждым днем.

— Как будет реагировать Кремль на такие выпады из США?

— Это часть более широкого вопроса – дальнейшей стратегии Кремля. Их пропаганда с 2014 года говорит, что «мы не с какой-то Украиной воюем, мы на территории Украины ведем глобальную войну с основным противником – Западом». Как раз Кремль сейчас стоит перед выбором дальнейшей стратегии, застыл в точке бифуркации — или дальнейшая эскалация этого конфликта на центральном фронте глобальной войны, это Украина, или какое-то отступление. Для них выбор сложен. Малейшее отступление после стольких лет жёсткой пропаганды, будет восприниматься как личное поражение Путина. Но любой шаг эскалации…

Например, последние недели много говорили о возможном наступлении России в Украине, причем не только на Донбассе, но и об ударе из Крыма. Это было порождено интервью Лаврова «Комсомольской правде», где он рассказывал о готовящихся «украинских провокациях» в Крыму – обычная для диктаторов тактика в стиле Гляйвицкой провокации (инсценировка нападения якобы Польши на немецкую радиостанцию в городе Гляйвиц (ныне польский город Гливице), проведенная СС, чтобы создать повод для нападения Германии на Польшу в 1939 году, — НП). Эта возможность рассматривалась, но и риски понятны.

— Как бы вы оценили возможность эскалации войны?

— Я считаю, что сейчас вероятность эскалации выше, чем отступления. Другое дело, что в Кремле сейчас отказались от развернутого наступления, поскольку в 2019 году будут выборы, особенно выборы президента Украины. В Кремле — циники и прагматики, хорошо считающие, они возлагают большие надежды на выборы, прежде всего президентские. Если можно достичь цели экономными средствами, не провоцируя реакцию Запада, которая будет в случае продвижения по территории Украины, то почему не попробовать? Например, двое ведущих кандидатов — Тимошенко и Зеленский – критикуют открыто существующую власть за то, что та не смогла договориться с русскими. А вот они знают, у них есть план, как договориться с Путиным. Да, Тимошенко может ссылаться на исторический опыт, когда она договаривалась с Путиным — газовая удавка для Украины 2009 года. У Зеленского такого опыта нет, он может в своих интервью довольно наивно рассказывать, что мы напишем на двух бумажках, что мы хотим, потом сравним, потом проведем референдум.

Думаю, такие люди и идеи вызывают любопытство в Кремле. Почему же не подождать, если опросы показывают, что кто-то из этих двоих может победить? Возможно, Кремль достигнет своих целей, договариваясь с этими людьми. Поэтому Кремль по Украине взял паузу. Но это не значит, что они не влияют. Вот эти все интервью, угрозы и силовое давление усиливают «партию мира» в Украине.

Вторая причина, по которой они будут держать паузу в первые месяцы 2019 года, – ситуация в США. Американские санкции и судьба Трампа будут решаться в первые месяцы, поэтому они поставили ситуацию на паузу.

— С одной стороны, мы привыкли к специфической дружбе двух авторитарных лидеров – Путина и Лукашенко. Но, с другой стороны, кажется, что сейчас Путин круто взялся за Александра Григорьевича. Чего ждать от белорусско-российских отношений?

— Это не вчера началось. Это продолжается почти 20 лет. Это при Ельцине было, Москва поддержала фактически государственный переворот в Беларуси, когда Лукашенко устранил других соперников. В Кремле надеялись, что Лукашенко объявит о вхождении в РФ. Еще президентская кампания Бориса Ельцина шла под лозунгом о восстановлении единства с Беларусью. А Александр Григорьевич каждый год приезжал в Кремль, подписывал какой-то документ, где говорилось о новых, окончательных, самых глубоких воссоединении и интеграции. Выпивал стакан водки, красивым жестом его разбивал, забирал $10-12 млрд субсидий на текущий год и уезжал спокойно домой. И ни на секунду не был готов поменять свою роль диктатора европейского государства средней величины на должности минского или пинского секретаря обкома. Вот так он разводил русских и продолжает разводить.

В учебнике по истории Беларуси его еще назовут отцом-основателем белорусской независимости. Любой другой более слабый правитель давно сломался бы под давлением Москвы. Кремль все способы использовал. Сейчас давление усиливается, так как Путину нужно что-то бросить на весы «русского мира» после провала плана «Новороссия». Но Лукашенко продолжает пока ускользать. Кстати, недавно в одном из интервью Лукашенко прямо говорил, что на него давят, заставляют отказаться от независимости, шантажируют ценами на нефть, поэтому мы не можем говорить о братских отношениях с Россией. Маневрирует как хочет.

— Но сдастся в конце?

— Я думаю, Лукашенко не сдастся. Поэтому не знаю, как Кремлю его убрать, разве что придется убить. Очень вероятно, что они с ним будут как-то разбираться под 2020-й год, когда в Беларуси намечены президентские выборы (в конце 2019-го — парламентские, — НП).

Если завтра Лукашенко объявит себя защитником белорусской независимости от российской экспансии, то Беларусь его поддержит. Еще одна его заслуга. В отличие от Украины, согласитесь, в Беларуси в 1991 году не было такого национального и государственного самосознания. В Беларуси большинство воспринимало себя советскими людьми, но за годы независимости белорусское самосознание выросло. Белорусам не нравится вхождение в состав России. Вопрос тут только в том, к кому будут более лояльны силовые структуры Беларуси – к Лукашенко или к Путину. Это вопрос, на который никто не знает ответа. Я думаю, что КГБ и армия пронизаны людьми Москвы не меньше, чем это было со спецслужбами Украины и армией.

Александр Куриленко

Источник

Читайте также
Пошарити у ВК Пошарити у Facebook Пошарити у Twitter Пошарити у ЖЖ Пошарити у ММ Пошарити у Однокласниках

02.01.2019 13:05 | Ольга Рубайло

Поиск:

Поиск
Последние новости города и общества
Орбита Львов в VK
Орбита Львов в Facebook
Орбита Львов в Твиттере
Орбита Львов в Google+
Все права защищены © 2001-2024 Орбита Львов
| XML | RSS
Любое копирование материалов с сайта orbita-lviv.com без ссылки на источник запрещается.