Пожар в Одессе нанес непоправимый ущерб науке: археологи потеряли уникальные коллекции
Пожар на Троицкой в Одессе оборвал 16 человеческих жизней, уничтожил памятник архитектуры (доходный дом Асвадурова, 1914 год) и нанес непоправимый ущерб науке.
Орбита-Львов напоминает, что помимо колледжа экономики и права, в здании размещались институт морской биологии НАН Украины и одесский отдел института археологии НАН.
При пожаре погибли директор института морской биологии Борис Александров и его коллега Галина Иванович, огонь уничтожил коллекции и документы. Археологам повезло намного больше, погибших сотрудников нет. При этом сгорели бесценные, с точки зрения науки, материалы.
Думская пишет, что археологи накануне пожара провели итоговое заседание: сдали отчеты, закрыли год и ушли в отпуск.
Бывший сотрудник одесский отдел института археологии НАН рассказал изданию, что учреждение находилось в настоящем закутке, куда очень сложно было добраться:
«Там был настоящий лабиринт коридоров, единственный лифт и лестница, до которой не так-то просто добраться. Уверен, что если бы в день пожара там находились люди, то все бы погибли».
К счастью, никто из отдела не пострадал, но вот бесценные экспонаты уничтожены.
Бывшая заведующая отделом Татьяна Самойлова отметила, что на Троицкой, оставалась и сейчас, по всей видимости, уничтожена огнем огромная коллекция палеозоологических материалов.
«Эти кости животных были найдены при раскопках комплекса памятников национального значения в современном Белгороде-Днестровском. Речь идет об античной Тире и средневековом Белгороде. С ними работал палеозоолог и приводил коллекцию в порядок, чтобы потом передать на хранение в Одесский археологический музей. Эта коллекция погибла. Кроме того, погиб весь архив отдела».
Издание отмечает, что в помещениях отдела и подвале дома Асвадурова хранилась не только палеозоологическая коллекция, но и другие находки, сделанные в разных местах. Директор Одесского археологического музея Игорь Бруяко утверждает, что значительную часть этого богатства, в частности тирскую керамику, буквально за несколько дней до пожара передали в фонды музея.
Татьяна Самойлова, которая покинула пост руководителя отдела два года, также рассказала, что единственное помещение в доме Асвадурова, где работала пожарная сигнализация, были комнаты отдела археологии:
«Может быть, за два года там что-то поменялось, но судя по итогу, нет, — говорит ученая. — Комиссия ходила по всему зданию, и предписано было всем структурам сделать пожарную сигнализацию, включая колледж. Ко мне пришли и сказали: нужно установить. С меня ничего не вымогали, ни на что не намекали. Мне было дано предписание установить сигнализацию — я заказала проект, установила ее, а потом каждый год она обслуживалась».
Как сообщалось ранее, депутаты Одесского областного совета проголосовал за выделение материальной помощи пострадавшим при пожаре на Троицкой. Всего было выделено 2 миллиона 860 тысяч гривен.
- В Никополе жестоко убили волонтера, которая помогала военным — СМИ
- Медики рассказали украинцам, как правильно питаться во время пандемии COVID-19
- Боевики заминировали гражданский сектор Зайцево на оккупированном Донбассе — фото
- Карантин в Днепре продлили до конца апреля: что запрещено
- День Ипатия Чудотворца: история и традиции праздника 14 апреля
- Что находится за нашей орбитой