Путин хочет, чтобы Украина умылась кровью из-за томоса — генерал Романенко
Какими могут быть провокации со стороны России во время получения Украиной томоса? Чем отличается украино-российская война от столкновения РФ и Грузии десять лет назад? Что удерживает Владимира Путина от того, чтобы начать пробивать сухопутный коридор с Донбасса в Крым?
Об этом в интервью НАРОДНОЙ ПРАВДЕ рассказал генерал-лейтенант запаса, бывший замначальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины (в 2006-2010 годах) Игорь Романенко.
— Президент Петр Порошенко заявил, что у России есть план пробить наземный коридор с Донбасса в Крым, захватив для этого Бердянск и Мариуполь. Как можете это прокомментировать?
— Этот план давно существует, у России всегда есть несколько вариантов нападения на территорию соседей; они ждут удобного случая. Ведь и план захвата Крыма не создавался зимой 2014-го, он задолго до того был тщательно отработан Генштабом.
В удобный момент эти планы актуализируются: вспомним Тузлу (конфликт между Украиной и Россией в сентябре 2003 года, касающийся принадлежности острова Тузла, — НП), был улучен момент, сделана попытка захвата украинского острова, но тогда не получилось.
Решится ли Россия на атаку? Сейчас для захватнических планов Путина не лучшее время: и США, и Европа осудили инцидент с захватом украинских судов. В этих условиях маловероятно, что РФ на что-то серьезное решится. Но 100% — Генштаб РФ произвел новую оценку ситуации и разработал детальный план вторжения, в этом сомнения нет. Они всегда готовы реализовать аргумент силы, только бы ситуация обострилась. В таких случаях Путин держит лук с натянутой тетивой, если ситуация невыгодна — тетиву ослабил, стрела опускается.
— Кстати, хорошо бы вспомнить Тузлу — первый российско-украинский конфликт. Напомните, что произошло тогда, 15 лет назад?
— Сейчас остров Тузла стал опорной точкой для одной из колонн Крымского моста. А в 2003-м не существовало границ между Украиной и Россией по Азовскому морю.
А по международному праву, до момента подписания договора между странами, условная граница проходит между крайними точками земли. Россияне начали строить дамбу к острову Тузла, чтобы «присоединить» остров к Кубани. И если бы россияне соединили Тузлу со своим берегом, то получился бы уже полуостров, крайняя точка которого перекрыла бы Керченский пролив, который тогда принадлежал Украине, за проход через который бралась пошлина.
И иностранные военные корабли могли бы заходить в Азовское море через Керченский пролив, это Путина не устраивало.
В сентябре 2003-го шла борьба за Тузлу, а в декабре Кучма и Путин подписали договор о том, что Азовское море и Керченский пролив – это внутренние воды двух стран, и через пролив, согласно этому документу, украинские корабли — и военные, и гражданские — могут беспрепятственно проходить. Этот договор Путин сейчас и растоптал.
— Тогда уже фактически начались президентские выборы (2004 года), обещавшие быть горячими – между условными востоком и западом, между Януковичем и Ющенко. Конфликт на Тузле был с этим связан?
— В том числе. Путин все факторы – экономические, политические, военные – заставляет работать на одну цель.
— Военное положение. Итоги недели?
— Главное с точки зрения безопасности – усиление позиций военных в подготовке к войне. Слава Богу, закончились эти дрязги, брызги и подскоки, все в Раде пропиарились, но проголосовали правильно.
Активным действиям предшествуют два этапа – предварительная подготовка и непосредственная подготовка. Военное положение – это предварительная подготовка государства к войне, в десяти областях Украины. А перед армией поставлена задача – полная подготовка на всей территории Украины.
Путин не ожидал такого достойного ответа. Посмотрите, как они сейчас себя ведут: Путин хочет все свести к мелкому пограничному конфликту. А мировое сообщество дает правильную оценку, Путина это бесит. Он понимает, что своих целей может достичь только широкомасштабной войной, но не может на нее решиться: впереди большие потери и неочевидные результаты.
Так что для России сейчас есть только одно «рациональное» решение – вмешательство в наши выборы и приведение угодного Путину президента, также послать в парламент как можно больше пророссийских ручных депутатов.
— Российско-грузинские отношения в 2008 году. Есть ли аналогии с нашими событиями? Тогда грузины тоже действовали нагло, креативно, надеясь на поддержку Запада — и в результате получили войну.
— Аналогии есть, но вот в чем главное отличие. После захвата наших судов в Черном море мы объявили военное положение, чего Россия не ожидала; мы показали готовность к масштабной войне – но мы не отреагировали военными действиями.
А Саакашвили отреагировал – на провокации ответил ударами «Града» по Цхинвали, что ему до сих пор ставят в вину. Понятно, что россияне провоцировали, но раз ты открыл огонь, теперь и расхлебывай! Если бы Украина поддалась на эту уловку, кто-нибудь не сдержался бы, кто знает: может, Путин бы уже пробил сухопутный коридор от Донбасса до Крыма, у него было все готово.
— Грузинскую армию усиливали, обучали западные спецы. Она хорошо тогда себя проявила?
— В грузинской армии хорошо сработали только спецназ и ПВО. На перевале у Рокского тоннеля они встретили российскую армию, при подходе к Цхинвали та понесла большие потери, был ранен командующий 58-й армией генерал Хрулев. Это первое. А второе – это противовоздушная оборона. Я участвовал в ее подготовке, знаю все в деталях. Грузины говорят, что сбили 22 самолета, русские – 4, на самом деле сбили 14 российских летательных аппаратов. Для пятидневной войны и амбиций россиян — это достаточно много. Сбивали самолеты нашими «Буками», а перед этим мы три года готовили специалистов в Украине, брали грузинских студентов, будущих инженеров с третьего курса и обучали в Харьковском университете воздушных сил.
— Россиян стали отправлять назад из аэропорта «Борисполь» и других пунктов пропуска на границе (после запрета на въезд в Украину мужчин-граждан РФ в возрасте 16-60 лет). Что скажете?
— Это профилактика, очень важная и нужная. Можно найти много ходов для провокаций. Мы готовимся к получению томоса, и нам совсем не нужно, чтобы Украину наводнили «паломники» из РФ «в штатском» и устроили здесь «православну ходу». Помните, что летом творилось? А теперь – обещания: мы умоемся кровью, монахиня самосожжением хочет заниматься, Путин ей орден вручал (настоятельница Одесского Свято-Михайловского монастыря игуменья Серафима, по данным ряда СМИ, пообещала облить себя бензином и поджечь, если Украинской церкви предоставят автокефалию, — НП).
Я в 2014 году во время АТО был в Святогорском монастыре, – так это абсолютно воинское пророссийское отделение с количеством военнослужащих или монахов на 120 человек. Плюс охрана – русские казаки. Абсолютно четкая организация, дисциплина, деньги, транспорт — и там и диверсантов укрывали, и оружие скрывали.
Вот к нам такие «паломники» и приедут. Вспомним еще раз 2014 год — и как россияне флаги вешали, и про «поребрики». Они автобусами приезжали через открытую границу. И они хотят, чтобы мы сейчас без контроля пускали всех подряд?
Нужно научиться действовать упреждающе – и сейчас мы показываем, что это уже умеем.
— Вы часто включаетесь в эфир российских каналов. Удается донести свою точку зрения?
— А они меня то «техническими неисправностями» забивали, то какими-то шумами, чтобы не было понятно, о чем я говорю. А вчера (разговор состоялся в понедельник, 3 декабря, — НП) на «60 минут» глушили меня гулом аудитории – чтобы россияне не слышали объективной информации.
Беседовал Ярослав Гребенюк
- В Никополе жестоко убили волонтера, которая помогала военным — СМИ
- Медики рассказали украинцам, как правильно питаться во время пандемии COVID-19
- Боевики заминировали гражданский сектор Зайцево на оккупированном Донбассе — фото
- Карантин в Днепре продлили до конца апреля: что запрещено
- День Ипатия Чудотворца: история и традиции праздника 14 апреля
- Что находится за нашей орбитой