В центре внимания:

Россия стянула к границам Украины особо опасные войска — замминистра Юрий Грымчак

Россия стянула к границам Украины особо опасные войска — замминистра Юрий Грымчак

О том, какие зарплаты получают люди на оккупированном Донбассе, во что играются главари так называемых «ДНР-ЛНР» и в чем особенность войск, которые Россия стянула к границам Украины, в интервью НАРОДНОЙ ПРАВДЕ рассказал заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Грымчак.

— Центробанк РФ выпустил в обращение памятную монету к 5-й годовщине аннексии Крыма. Какова, по Вашему мнению, мотивация россиян?

— В 2015 году они выпустили купюру с Севастополем. Это просто для внутреннего потребления, мол, мы уже никогда никому не отдадим Крым. Я вам скажу, что сегодня количество людей, которые выезжают из Крыма в большую Украину, да и тех, у которых есть биометрические паспорта, намного больше, чем в прошлом. Некоторые начинают восстанавливать внутренние украинские паспорта. Так что мне кажется, что выпуск такой монеты свидетельствует скорее о неуверенности в своих силах.

— Что происходит сейчас на Донбассе? Чем занимается так называемая «власть»?

— Хороший вопрос. Вы же понимаете, что мы читаем разные документы, общаемся с людьми… Так вот, я хотел бы сказать, что иногда складывается впечатление, будто они играются во взрослых.

— Каким образом?

— Понимаете, маленькие дети, когда играются, садятся за стол, что-то насыпают в тарелочки, берут стаканчики и даже чокаются и кричат “ура”. Так вот, когда наблюдаешь за деятельностью на той территории, то вся эта оккупационная администрация изо всех сил рвется показать, что они — власть и принимают какие-то решения. Например, в так называемой «ДНР» приняли “концепцию внешней политики”, где ставят перед собой задачу вступить в СНГ и ООН.

А что касается жизни людей… Сейчас зарплата шахтеров — на уровне 10 тысяч рублей (чуть более 4 тыс. грн) в месяц, средняя заработная плата — около 5 тысяч рублей (примерно 2 тыс. грн), а помощь пенсионерам — около 3 тысяч (примерно 1200 грн). С российскими ценами на продукты питания — это ничего.

— Какая работа там может быть, если экономической жизни как таковой нет?

— Они пробовали наладить что-то вроде экономической жизни. После блокады торговли с Донбассом там отжали много собственности у государства, олигархов и частных собственников в целом. Они пробовали наладить все это, но оно в массе своей не работает. Есть такой Донецкий металлургический завод, расположенный почти в центре. Уже несколько месяцев он просто стоит, и не похоже, чтобы кто-то собирался его запускать. Фактически, как таковой работы там нет, поэтому, по большому счету, и заработная плата такая — спрос намного меньше, чем предложение.

— А в плане обеспечения военных формирований?

— Им там вроде как платят по 15 тысяч рублей (более 6 тыс. грн) в месяц, но вопрос в том, что достаточно часто не выплачиваются эти средства. И уровень обеспечения, скажем, формой или боеприпасами, падает все ниже и ниже. Многие люди просто уходят, ведь безнаказанно пострелять не очень получается. Погибших даже не всегда помогают хоронить, а раненых, инвалидов в лучшем случае полечат, а в худшем — выбросят на улицу: делай что хочешь, и все.

— В так называемых «армейских корпусах» («ДНР-ЛНР», — НП) сейчас служат местные или россияне?

— По-разному, руководящий состав — это россияне, а среди рядовых, сержантов есть и местные коллаборанты, есть “добровольцы”, а есть российские части, которые приезжают на так называемую ротацию. То есть там реально такие гибридные войска.

— Вадим Черныш (министр по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ, — НП) говорил о том, что в самой России есть проблемы с теми, кто возвращается со “службы” на Донбассе. В чем они заключаются и о каких масштабах идет речь?

— Во-первых, россияне очень скрывают это. Если что-то всплывает, то они сами очень удивляются. Но это не единичные случаи. Нужно понимать: сама по себе война никогда не дает ничего хорошего человеку, особенно когда у солдат нет никаких ограничений в поведении. Когда ты с автоматом — то царь, бог и главный его наместник на земле. То есть они (россияне, — НП) ехали себе пограбить, вернуть кредит и так далее. Плюс совершенно беззащитное население тоже играет свою роль. Можно убивать, калечить, применять пытки, безнаказанно насиловать женщин и так далее. То есть полное отсутствие закона как такового.

Сегодня фактически происходит следующее. В связи с тем, что и денег уже нет, они возвращаются обратно. В свои, извиняюсь, не буду материться, населенные пункты. Но неустроенность никуда не делась! Если кто-то думает, что в Российской Федерации какое-то царство небесное, то это далеко не так, особенно если речь идет не о Москве или Петербурге.

Заработная плата, особенно там, где нет нефти, достаточно низкая, поэтому люди срываются на поведение, которое долгое время для них было привычным, то есть убивать, грабить, насиловать. И это серьезно накаляет обстановку, не знаю, как по всей России, но, например, в Ростовской области достаточно серьезно.

— Мы с Вами как-то говорили о том, что до конца 2018 года Россия может вывести войска с Донбасса. По Вашему мнению, почему этого не произошло?

— Были объективные признаки того, что это может произойти. Например, была информация о том, что начали выводить особо ценное оборудование, которого в России выпускают не так много. Или о том, что на сентябрь прошлого года финансирование ОРДЛО должно было полностью остановиться. Почему этого не произошло? Достаточно включить телевизор, чтобы услышать, сколько людей у нас за мир любой ценой. Из того, что можно сказать: условно говоря, побежали переговорщики от наших кандидатов с криками о том, что мы придем к власти и все решим. И потому все это остановилось, к сожалению.

— То есть это из-за внутренних игроков?

— Ну, смотрите, была комиссия “Волкер-Сурков”. Она достаточно активно начала разрабатывать план ввода миротворцев на Донбасс. Обменивались видением, какие пункты можно было согласовать, но вдруг в определенный момент осенью прошлого года все прекратилось.

— Зачем, по-Вашему, Россия стянула войска к границе с Украиной?

— В принципе, эти войска (свыше 80 тысяч военнослужащих, почти тысяча танков, полтысячи самолетов и 300 боевых вертолетов, — НП) функционально отличаются от тех, которые были там в 2014-м. Тогда там стояло примерно столько же, но то была просто армейская группировка, которая осталась после учений. Сегодня дивизии, которые стоят на границе, имеют по два танковых полка вместо одного. Это фактически характеризует эти части как ударные. Но нужно понимать, что и Украина совсем другая, не 2014-го года. Наши военные эффективно используют противотанковые ракетные комплексы, и, скажу вам, командир может даже получить наказание, если не обеспечит своевременного ответа на обстрелы своих подчиненных. Хотя, с точки зрения россиян, они могут попытаться наступать в случае каких-то внутренних неприятностей (Украины, — НП). Думаю, в наших условиях такого варианта нельзя исключать.

— Оккупированные территории — это рычаг влияния на Украину. Возможно ли, что его применят в избирательном процессе?

— Не думаю. Часть людей, которая проживает на неподконтрольной территории, может принять участие в выборах, но на сегодняшний день лишь 3-4% людей сменили место голосования. Это не те цифры, которые могут серьезно повлиять на результат.

— Как думаете, есть ли шансы в этом году рассмотреть резолюцию относительно миротворцев на Донбассе в Совбезе ООН?

— Скорее, после парламентских выборов (осени 2019 года, — НП). Если наш курс не изменится, то такой вариант я считаю чрезвычайно важным. И все, что для этого нужно, фактически уже выполнено. Требуется лишь согласие Российской Федерации, для которой сегодня самая главная ставка — это смена власти в Украине.

Читайте также: Решение, которое вернет Донбасс Украине, уже готовят — советник министра

В прошлом году уже фактически вышли на этот план. В работе над ним принимали участие бывший генсек НАТО, США, Великобритания. Очень активна была наша дипломатическая позиция, мы заручились поддержкой большого числа стран, у нас было предварительное согласие на финансирование, потому что такие миссии — это достаточно дорогое удовольствие. У нас уже происходили переговоры о том, военные части каких государств будут принимать в ней участие. Так что мы были фактически за полшага до решения.

— Так процесс остановился осенью?

— Вообще стало понятно чуть раньше, уже летом. А осенью уже было оформлено окончательно. Теперь нужно ждать завершения всех избирательных кампаний. Если внешнеполитический и внешнеэкономический курс сохранятся, миротворцы снова окажутся на повестке дня.

Марина Евтушок

Источник

Читайте также
Пошарити у ВК Пошарити у Facebook Пошарити у Twitter Пошарити у ЖЖ Пошарити у ММ Пошарити у Однокласниках

20.03.2019 1:04 | Ольга Рубайло

Поиск:

Поиск
Последние новости города и общества
Орбита Львов в VK
Орбита Львов в Facebook
Орбита Львов в Твиттере
Орбита Львов в Google+
Все права защищены © 2001-2024 Орбита Львов
| XML | RSS
Любое копирование материалов с сайта orbita-lviv.com без ссылки на источник запрещается.