Варианты для Зеленского, планы Порошенко, Россия и Коломойский — что будет с Украиной после выборов
Чего ждать от президента Владимира Зеленского, какой может быть его политика в отношении России и что будет делать Петр Порошенко после поражения на выборах, в интервью НАРОДНОЙ ПРАВДЕ рассказал политолог Михаил Басараб.
— Вспоминая все услышанное и неуслышанное во время этой кампании, какие возможные сценарии развития отношений с Россией от президента Владимира Зеленского вы видите?
— Стоит начать с того, что мы не можем сформировать четких представлений о внешнеполитической повестке президента Зеленского. Объясню, почему. У нас есть два абсолютно разных образа — Зеленский до политической карьеры и в начале кандидатства и Зеленский в последние недели кампании. По сцене еще со времен шоу-бизнеса мы знаем Зеленского как человека с постсоветским мировоззрением, как типичного представителя Юга и Востока Украины с пророссийскими сантиментами, с лояльностью к советскому культурному наследию, человека, который достаточно враждебно настроен к утверждению национального государства Украина после 2014 года.
Мы помним высмеивание языковой политики, декоммунизации и многое другое. Это дает нам основания предполагать, что в глубине души этот человек является убежденным представителем “юго-востока” в классическом понимании этого слова. Я говорю о том, каким мы знали Владимира Зеленского до старта кампании и каким он был в ее начале.
Читайте также: Сначала был Вакарчук — социолог о секрете победы Зеленского и том, что будет дальше
В то же время мы увидели совсем другого Зеленского в последние недели кампании в вопросах ценностей и внешнеполитических ориентиров. Мы увидели, что его риторика коренным образом изменилась. В его последних заявлениях мы не видим президента, который может пойти по пути капитуляции. Поэтому вывод такой: сейчас сложно говорить о том, каким будет президент Зеленский на самом деле во всех этих вопросах, в том числе и в вопросе отпора вооруженной агрессии России. Будет ли он руководствоваться внутренними взглядами, которые формировались в нем на протяжении многих десятилетий, как в типичном представителе культурной среды “русского мира”, или это будет новый Зеленский, который будет прислушиваться к советникам, которые сформировали ему вполне нормальную повестку?
Выступление Владимира Зеленского после объявления результатов экзит-полов во втором туре выборов президента
— И эта неопределенность касается не только внешней политики, но и многих других вопросов, не так ли?
— Конечно, потому что он избегал предметных разговоров на эти темы, пользуясь периодическими выступлениями спикеров своего штаба. Мы не можем сейчас с уверенностью рисовать образ президента Зеленского. Лишь когда он пройдет процедуру инаугурации, когда ему придется принимать те или иные решения, реагировать на определенные позиции, только тогда мы увидим, какова позиция его администрации, команды, и последовательна ли эта позиция.
Его электоральная карта нам очень хорошо демонстрирует, что Зеленский объединил очень разный электорат, в том числе — в вопросах-маркерах. Поэтому, пытаясь балансировать между этими группами, он может быть непоследователен в своих действиях. Если это будет действительно так, то в один день мы можем слышать резкое заявление в адрес России, на следующий же, наоборот, какой-то очень лояльный посыл в отношении Кремля.
— Но если говорить о его электорате, то кого-то он точно разочарует, ведь половина его избирателей хотят поддержки украинского языка, половина — нет, треть хочет восстановления отношений с Россией, половина выступает за НАТО, то есть всем не угодишь в любом случае. Когда наступит разочарование?
— Социологические исследования говорят, что половина сторонников Зеленского ждут от него изменений в ближайшие шесть месяцев. То есть каждый второй избиратель ждет того, что его ожидания оправдаются в ближайшие полгода. Перед Владимиром Зеленским будет стоять очень большое испытание, ведь, конечно, он захочет максимально конвертировать свою поддержку на президентских выборах в поддержку на парламентских. И это может обусловить непоследовательность действий с его стороны, «пеструю» политику во внутренних и внешних вопросах, но, в конце концов, и это не может длиться постоянно. В конце концов придется занять какую-то позицию.
— Что, по Вашему мнению, будет делать Петр Порошенко после сложения полномочий?
— Мы видим его желание максимально мобилизовать свой электорат, те 24%, чтобы это тоже стало основой для результата его партии во время парламентских выборов. Он будет делать все, чтобы закрепить за собой право на этот сегмент электорального поля и продемонстрировать себя как самого масштабного патриота для этой четверти, которая категорически не восприняла кандидатуру Зеленского. Практически нет сомнений в том, что он останется в политике. Президент потратил много ресурсов на свою кампанию, наверное, он был уверен в своей победе. Думаю, это поражение не расстроит его, а наоборот, подстегнет к активной парламентской кампании.
Акция в поддержку Петра Порошенко после его поражения на выборах
— Вопрос связей Владимира Зеленского и Игоря Коломойского предстает в новом свете после решений судов по ПриватБанку, чего Вы ожидаете в этом направлении в дальнейшем?
— На днях в соцсетях я видел хорошую фразу о том, что за всю пустоту в голове Зеленского сейчас ведется ожесточенная борьба, и неизвестно, кто ее заполнит. Я не уверен в том, что правление Зеленского обязательно будет равняться правлению Коломойского, ведь ситуация не настолько проста. Тем более, Зеленский уже общается с Коломойским в совсем другом статусе, и вряд ли он будет чувствовать такую зависимость от олигарха, как это могло быть раньше. Но, конечно, думаю, у Коломойского есть основания считать, что это и его победа. Думаю, он вернется в Украину и будет пытаться вернуть свои позиции в бизнесе и контроле определенных потоков, скажем так. Но, опять же, это не факт.
Поскольку Зеленский — очень новый человек в политике, то сейчас за него будут бороться и другие влиятельные центры, не только Коломойский. Украинская история знает разные кульбиты, когда союзники и партнеры становились злейшими врагами. Поэтому все может быть.
— Свое возвращение в Украину уже анонсировал экс-замглавы администрации Виктора Януковича Андрей Портнов, не скрывает радости министр юстиции в правительстве Николая Азарова Елена Лукаш. По Вашему мнению, стоит ли бояться возвращения одиозных фигур времен Януковича и реванша в целом?
— Не только Портнов и Лукаш радуются победе Зеленского, но и другие политики, которых мы ассоциируем с режимом Януковича. Они расценивают это как приговор новой Украине, которая появилась после Революции Достоинства и отпора вооруженной агрессии России. Они считают, что результат Зеленского и Порошенко — это приговор преобразованиям, которые произошли с Украиной после 2014 года. Но это очень ошибочное мнение, только время даст нам возможность понимать, имели ли основания эти предположения. Станет ли Зеленский президентом реванша, окажется ли большим заблуждением для реваншистов или будет проводить совсем другую политику — это мы сможем проверить лишь со временем.
— Какие сценарии на первые 100 дней нового президента Вы видите сегодня, например, пойдет ли он путем досрочных выборов в Верховную Раду?
— Насколько мне известно, он примет присягу уже тогда, когда не сможет распустить парламент (позже, чем за полгода до очередных выборов, которые состоятся в октябре этого года, — НП). Если нас ждут досрочные выборы, то их может объявить президент Порошенко, у Зеленского такой возможности не будет. Что касается первых ста дней Зеленского, то мы сейчас говорим об очень условных вещах. Информация очень противоречивая. Сейчас ведут переговоры различные центры политических влияний, и пока неизвестно, какой сценарий выберет Зеленский — тотальной конфронтации с нынешней Верховной Радой и правительством или мирного сосуществования с расчетом на победу его политической силы во время парламентских выборов.
Пока Зеленский как будто не настроен на конфронтационный сценарий. Однако если он пойдет по пути мирного сосуществования, то рискует потерять электоральную поддержку. Ведь тогда не продемонстрирует образа президента Голобородько, которого себе представляли его избиратели в связи с сериалом “Слуга народа”. Это будет непростой выбор, потому что одно дело — сериал, а совсем другое — иметь дело с опытными политическими акулами. И я далеко не уверен, что у Зеленского хватит политической воли, а тем более — политического опыта вести высокотехнологичную масштабную игру на противостояние с этими сильными центрами влияния.
— Кстати, о сериале. Какую роль в этой кампании сыграл телевизор?
— Думаю, определяющую. Я не согласен с распространенным мнением о том, что эту кампанию сделали диджитал-технологии, мол, старые подходы не работают. Это первое и ложное впечатление. На самом деле феномен Зеленского был создан телевидением. Социальные сети — это приложение, спойлер, который довел до конца результат. Сам результат был обусловлен телевизионным образом Зеленского, положительным комедийным телеперсонажем, который дооформился после сериала “Слуга народа”.
Этот сериал надел на Зеленского политическую оболочку, то есть показал, каким президентом будет этот положительный персонаж с телеэкрана. Он создал такой желанный и симпатичный для многих украинцев образ идеального президента — близкого к людям, веселого, остроумного, живого, харизматичного. В сериале он показал, как он якобы готов управлять страной, и многим людям, чье сознание было обработано долгими годами российской пропаганды, этот образ зашел. Вот вам и ответ на вопрос, почему произошел феномен Зеленского. Поэтому я уверен, что этот феномен был создан телевидением и только телевидением. Социальные сети помогли.
Марина Евтушок
- В Никополе жестоко убили волонтера, которая помогала военным — СМИ
- Медики рассказали украинцам, как правильно питаться во время пандемии COVID-19
- Боевики заминировали гражданский сектор Зайцево на оккупированном Донбассе — фото
- Карантин в Днепре продлили до конца апреля: что запрещено
- День Ипатия Чудотворца: история и традиции праздника 14 апреля
- Что находится за нашей орбитой