Возможность повторения «Одесской трагедии» и перспективы возрождения пророссийских движений в Украине
2 мая прошла 4 годовщина трагических событий в Одессе, которая завершились масштабным кровопролитием и в дальнейшем использовались в качестве основы для российского пропагандистского воздействия и распространения тезисов о «фашизме в Украине».
На данный момент в украинском обществе преобладает мнение о событиях в Одессе как о проявлении борьбы украинских граждан с русскими провокаторами, которые действовали в рамках проекта о повторении в городе на Черном море ранее реализованных на Донбассе сценариев по захвату контроля над территориями. Соответственно, именно активность гражданского общества в Одессе не допустила дальнейшего расползания гибридной агрессии и фактически остановило т. н. «Русскую весну».
В то же время, почти сразу одесские события стали объектом для мистификации и использования в пропагандистских целях. В частности, со стороны Россия, превратила погибших в огне антимайдановцев «Куликова поля» в своеобразную «сакральную жертву», по которой обосновывалась тезис о «смерти» Украины и о «гражданской войне» как основание для иностранного вмешательства.
Однако в самой Украине тоже не спешили отвечать на наиболее значимые вопросы о причинах и виновниках трагических событий, а также шире, о том, как предотвратить столь критическим обострением последствий антигосударственных сепаратистских движений в будущем.
Новая активизация темы «преступлений Майдана»
Интерпретация событий в Одессе как «преступления нынешней украинской власти» никуда на самом деле не исчезла с мирового информационного пространства. В частности, стоит упомянуть о фильме, вышедшем накануне 4-й годовщины событий — «Майдан разбитых надежд», который был показан в эфире израильского русскоязычного телеканала ILand. В частности, герои фильма утверждают, что были причастны к расстрелам на Майдане, а среди координаторов этой провокации могли быть тогдашние лидеры Майдана Сергей Пашинский, Андрей Парубий, Михеил Саакашвили, а также ряд других лиц.
Авторы фильма взяли интервью у некоторых украинских политиков, в частности, нардепов Сергея Пашинского, Владимира Парасюка, Ольги Богомолец, а также у главы управления спецрасследований Генпрокуратуры Сергея Горбатюка и других. И это само по себе характеризует определенным образом ситуацию с информационной безопасностью в стране.
В то же время, главными героями фильма выступают три человека грузинской внешности, среди которых участник ранее нашумевшего фильма-расследования на итальянском 5-м канале о событиях на Майдане — Александра Ревазишвили. Еще два персонажа — какие-то Георгий Бежиташвили и Цезаре Баджалидзе, — ранее не фигурировали в фильме итальянского корреспондента Джиана Микалессина, который вышел в конце 2017 года и касался расстрелов на Майдане. Интервью с тремя грузинами было записано в Ереване, столице Армении.
Среди прочего, все трое участников фильма утверждают, что организацией их приезда в Киев в январе 2014 занимались лично экс-президент Грузии М. Саакашвили и его вспомогательным Мамулашвили, а встречей в Киеве — Андрей Парубий. По их словам, по приезду в Киев их первой задачей была помощь митингующим в силовых столкновениях со стражами порядка и якобы за это они получили денежный аванс. В то же время, вторую часть более крупной суммы им вроде бы должны были выплатить после выезда из Украины.
После расстрелов на Майдане в феврале 2014 все трое приводят ряд новых деталей, которые в целом развивают версию итальянского журналиста Микалессина. Так, они утверждают, что были в группе стрелков, которая в разное время была сосредоточена и в гостинице «Украина», и в здании Консерватории. Среди координаторов, которые якобы передавали их группе снайперское оружие, грузины называют все тех же Пашинского, Парубия, а также какого-то человека, который говорил на английском языке, на имя Кристофер Брайан.
Другой участник фильма утверждает, что после Майдана остался в Украине и участвовал в силовых столкновениях в Одессе 2 мая 2014
Появление подобных фильмов подтверждает, что о теме «снайперов Майдана» и события в Одессе за пределами Украины совсем не забыли и готовы ее использовать в любой момент.
При этом, упомянутый выше А. Парубий сначала вроде давал для авторов фильма комментарий, однако сейчас решительно отвергает все сказанное в нем, и, более того, очень резко реагирует на любые попытки вспомнить об озвученных там сведениях. В то же время, стоит напомнить, что это не первый соответствующий фильм, а все озвученные в нем тезисы циркулируют где последний год. Однако каких-то организованных попыток оспорить это все в виде какой-то связанного ответа украинская власть до сих пор не осуществила.
Фактически, официальный Киев отдает инициативу на данном этапе создания версий событий на Майдане, и, например, в постмайданной Одессе исключительно в жертву пророссийским авторам, которые выпустили за последнее время большие объемы соответствующего контента. Украинская же сторона не идет дальше повторения одних и тех же тезисов, ставя себя в заранее проигрышное с информационной точки зрения положение.
Отсутствие расследования ключевых событий периода «Майдана» и начала гибридной агрессии
Собственно, возможность появления подобных материалов, количество которых в мировых СМИ только может расти, заложенная самой украинской властью и правоохранительными органами. Стоит сказать, что расследование событий в Одессе завершилось освобождением большинства лидеров «антимайдана» после того, как их некоторое время удерживали под стражей.
В частности, еще в декабре прошлого года Приморский районный суд Одессы отменил меру пресечения в виде содержания под стражей одному из фигурантов уголовного производства по факту событий 2 мая 2014. Как тогда сообщалось, мера пресечения отменена с целью дальнейшего обмена на украинских военнослужащих и других лиц, незаконно находящихся на территории преступных формирований. Однако еще до этого освобождения из-под стражи одесские суды отменили аресты для других заключенных. В частности, для четырех ветеранов войны в Афганистане, которых обвиняют в попытке создания так называемой «Одесской народной республики» и покушении на убийство народного депутата Алексея Гончаренко, подозреваемых в теракте на улице Жуковского (взрыв автомобиля в центре Одессы в июле 2017 года) и бывшему десантнику, «которого обвиняют в вербовке террористов и развращении несовершеннолетних».
Упомянутые выше «грузинские снайперы» фигурировали уже не в одном фильме, снятом для западной аудитории, они неоднократно утверждали, что их нанимали соратники Саакашвили как «боевиков для Майдана». В то же время, украинские правоохранительные органы до сих пор не делали попыток как-то опровергнуть эту версию. Например, путем допроса с помощью технических средств (или другим способом), что позволило бы опровергнуть озвучиваемую в течении последнего года версию путем сопоставления фактов.
С резонансными делами «Майдана» ситуация не лучше. Большая часть «беркутовцев», подозреваемых в участии в убийствах оставила Украину в течение достаточно длительного времени. Сейчас процесс продолжается, но перспектив его завершения не видно. Так же как и в случае «дела Януковича», что сразу превратилась в политическое шоу, которое использовалось как трибуна для заявлений со стороны политиков.
В то же время, преследование бывшего президента прокуратура решила начать именно с дела т.н. «Государственной измены», просьба в письме Януковича в адрес российского руководителя В. Путина о введении войск на территорию Украины. То есть, то, что доказать достаточно трудно, ведь необходимо приобретать доказательства, которые изначально находились за пределами Украины. Адвокаты Януковича смогли достаточно оперативно перевести процесс в выгодное для них русло — русло обсуждения «сдачи Крыма» Украинский постмайданным руководством. В то же время, вопрос о роли Януковича в убийствах на Майдане остается вне судебного внимания.
Даже в случае дел, где, казалось бы, не было вопросов по привлечению фигурантов к ответственности, в последнее время наблюдаются удивительные «финты». В частности, на свободе оказалась фигурант дела с появлением российских боевиков в Славянске — бывший мэр города Н. Штепа. Бразильский боевик Лусварги, что будто бы получил приговор за участие в войне на стороне пророссийских сил на Донбассе, «вдруг» оказывается на свободе на территории киевского монастыря.
Все это создает в обществе впечатление о тотальной безответственности участников антиукраинских движений, которые в худшем случае могут рассчитывать на «обмен» с отправлением на территорию ОРДЛО.
Все это закладывает возможности для возрождения сепаратистских движений в будущем, ведь их материальная база и идеологические основы никуда не делись, и, более того, получают развитие. В то же время, ощущение безответственности может быть благоприятным фактоом для привлечения новых «бойцов русского мира».
Петр Олещук
- В Никополе жестоко убили волонтера, которая помогала военным — СМИ
- Медики рассказали украинцам, как правильно питаться во время пандемии COVID-19
- Боевики заминировали гражданский сектор Зайцево на оккупированном Донбассе — фото
- Карантин в Днепре продлили до конца апреля: что запрещено
- День Ипатия Чудотворца: история и традиции праздника 14 апреля
- Что находится за нашей орбитой